Технические регламенты РФ

После начала функционирования на территории РФ ФЗ № 184  «О техническом регулировании» была разработана программа создания и внедрения новых для России регламентирующих документов, требования к которым определил данный закон – Технических регламентов РФ. Эпоха их создания охватывает около десятилетия. За это время разработано и введено в действие порядка 20 ТР РФ.

В 2011 году было принято решение о постепенной замене национальных регламентов, действующих на территории стран участниц Таможенного Союза, на единые Технические регламенты ТС. План разработки первоочередных регламентов включает 47 позиций. В начале 2013 года введен в действие первый ТР ТС о безопасности пиротехнических изделий.

Разработка национальных ТР в настоящее время прекращена. Тем не менее, на территории РФ продолжают действовать значительное число таких нормативных актов. К ним относятся следующие Технические регламенты (сертификация указанных в них товаров именно по ним производится в РФ):

  • о безопасности сооружений и зданий (ФЗ № 384 от 30.12.2009);
  • о безопасности крови и технических средств, применяемых  в процессах терапии, связанной с использованием крови (ПП № 29 от 26.01.2010);
  • о безопасности машин и оборудования (ПП № 753 от 15.09. 2009);
  • о безопасности автотранспортных средств (ПП № 720 от 10.09.2009);
  • о требованиях к различным видам топлива(ПП  № 118 от 27.02.2008);
  • на табачную продукцию (ФЗ 268 от 22.12.2008);
  • на соковые товары из фруктов и овощей (ФЗ № 178 от 27.10.2008);
  • о требованиях пожарной безопасности (ФЗ № 123 от 22.07.2008);
  • на масложировые изделия (ФЗ № 90 от 24.06.2008);
  • на молоко и молочные товары (ФЗ № 88 от 12.06.2008);
  • о требованиях к выбросам вредных веществ автомобильной техникой (ПП № 609  от 12.10.2005);
  • о безопасности лифтов (ПП № 782 от 2.10.2009);
  • о безопасности аппаратов, функционирующих на газе (ПП № 65 от 11.02.2010);  
  • о безопасности объектов морского транспорта (ПП № 620 от 12.08.2010);
  • о безопасности сетей газопотребления и  газораспределения (ПП № 870 от 29.10.2010);
  • о безопасности внутреннего водного транспорта (ПП № 623 от 12.08.2010).

Все эти ТР РФ содержат минимально необходимые обязательные для исполнения требования безопасности и качества регулируемых ими изделий. Практически все регламенты сопровождаются списками государственных стандартов или других нормативных документов, которые рекомендованы к добровольному исполнению. Их применение ведет к исполнению требований самого регламента.

Практически любой ТР РФ содержит разделы, регулирующие оценку соответствия требованиям , установленным конкретным регламентом. Он определяет формы подтверждения для определенных групп товаров, допустимые схемы сертификации или декларирования, сроки действия разрешительных сертификационных документов. На основе ТР РФ могут быть получены только обязательные сертификаты соответствия и декларации о соответствии (кроме ТР о пожарной безопасности: он допускает добровольную сертификацию товаров).

Действие Технических регламентов РФ постепенно заменяется ТР ТС, как это случилось с уже функционирующими регламентами, распространяющими свое действие на следующие объекты технического регулирования: на продукцию для детей и подростков; на средства индивидуальной защиты от опасных и вредных производственных факторов; на пиротехническую продукцию.

Технический регламент и сертификация на его основе являются действующими на территории в зависимости от сферы их влияния. Российские ТР действительны только на территории России. Полученные сертификационные документы на основе ТР ТС являются равнозначно действующими в России, Казахстане и Белоруссии.

Разработка новых ТР ТС происходит на основе уже действующих национальных регламентов (если таковые существуют в одном из государств). Тем не менее, требуется согласие и согласование каждого из разработанных регламентов каждым из трех государств участниц. Не все регламенты получают быстрое единогласное одобрение. Примером тому служит ТР ТС о молоке и молочной продукции, отдельные позиции которого не принимает казахская сторона: именно необходимость называть «молоком» продукцию, не включающую сухое молоко.