Сертификат соответствия на услуги

Услуги являются объектом оценки соответствия на основе ФЗ № 184  «О техническом регулировании». Обязательность сертификации распространяется только на продукцию. Сертификат соответствия на услуги может быть оформлен лишь на добровольной основе в добровольной системе сертификации. Услуги не включены в ПП № 982 от 01.12.2009, которое определяет список видов товаров, на которые производители и другие соискатели должны оформить обязательные сертификационные документы.

Добровольный сертификат соответствия на услуги в системе ГОСТ Р

Обязательная сертификация услуг в России была введена в 1992 г. после начала действия  Закона РФ «О защите прав потребителей». Далее обязательность была отменена.  Оформить добровольный сертификат соответствия существует возможность в любой зарегистрированной в Росстандарте системе оценки соответствия, где проводится сертификация в требуемой сфере деятельности, услуг и работ. Для этого соискатель должен обратиться с заявлением и пакетом документов, требуемых  в рамках устанавливающих документов в самой системе и требуемые законодательством Российской Федерации . Часто сертификация услуг проводится в добровольной системе соответствия ГОСТ Р.

Добровольная сертификация услуг проводится по инициативе физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в системах добровольной сертификации на договорных условиях органом по сертификации и между заявителем. Принятие решения о добровольной сертификации часто связано  с продвижением услуг на рынок, проблемами конкурентоспособности услуг, новыми тенденциями и предпочтениями покупателей, которые последние годы ориентируются  на сертифицированные услуги.

Часто требуется добровольная сертификации услуг в индустрии их предоставления в тех отраслях, где необходимо от предприятий  соответствие требованиям для получения определенной категории организации по действующей классификации. Например, классность гостиниц; баров, кафе, ресторанов и других учреждений, оказывающих те или иные услуги. Требование сертификации может присутствовать при оформлении документов на определенную группу классификации.

Порядок проведения оценки соответствия  услуг содержит следующие шаги:

  • оформление заявки на сертификацию в сертификационном органе или центре;
  • выбор схемы сертификации и принятие решения по заявке органом оценки соответствия;
  • составление и утверждение методики выполнения проверки по оказанию услуг;
  • выполнение сертификационной проверки;
  • оформление сертификата соответствия на услуги и лицензии (разрешения) на использование знака соответствия;
  • заключение договора на выполнение инспекционного контроля в период действия сертификации;
  • проведение инспекционных проверок (контроля) за исполнением требований нормативных документов к сертифицированной услуге.  

Чем отличается сертификат соответствия на услуги и на продукцию?

Главным отличием в получении сертификата на услуги является отсутствие лабораторных  испытаний объекта оценки соответствия. Товар или продукция являются материальными объектами подтверждения. В то время как услуги не имеют материального выражения. На этой основе: при сертификации услуг исключено важное звено оценки соответствия продукции – сертификационная испытательная лаборатория. В связи с этим при сертификации услуг и работ не существует требования предоставления протокола испытаний третьей стороной из-за отсутствия этой третьей стороны.

При сертификации услуг используются следующие способы подтверждения соответствия (кроме проверки документов и сведений в них содержащихся):

  • проверка результата услуги;
  • социологическая оценка результатов услуги;
  • контроль стабильности процесса;
  • контроль стабильности функционирования компании или предприятия.

Схемы оценки соответствия  услуг могут содержать самый различный набор операций: например, для индивидуального предпринимателя – оценка мастерства исполнителя услуги; для крупных предприятий, где целесообразно создание системы менеджмента качества – оценка системы качества.