Маркировка продукции

Маркировка – это нанесение графических знаков, условных знаков, надписей, букв, цифр на объект с различными целями. Основное назначение маркировки – идентификация или  узнавание товара, указание его свойств и характеристик. ФЗ «О защите прав потребителей» говорит об информационной функции  маркировки продукции. Сведения, включаемые в маркировку товаров, подлежат регламентированию.

Виды маркировки также могут быть разного назначения. Существует промышленная маркировка, торговая маркировка (наносимая продавцом или поставщиком товаров) и прикладная маркировка (окраска и маркировка баллонов с газом; маркировка грузов для транспортировки; маркировка эксплуатационных параметров для одежды и прочие).

Промышленная маркировка отражает различные особенности и характеристики товаров, информацию об изготовителе, место и дату производства, награды и привилегии, соответствие требованиям стандартов и регламентов и другие сведения.  Маркировка продукции делится на следующие большие группы:

  • марка производственная  включает информацию, требуемую законодательством и регулирующими конкретный товар нормативными документами;  
  • знак качества  или знак подтверждения соответствия позволяется или требуется для  маркировки продукции, прошедшей процедуру соответствия на основе действующего маркировка страны происхождения товара и другие.

Правила маркировки продукции могут задаваться следующими документами, влияющими на конкретные группы продукции и относящиеся к действующим:

  • Техническими регламентами Таможенного Союза;
  • Техническими регламентами Российской Федерации;
  • Государственными стандартами РФ, если не введены в действие ТР ТС или ТР РФ для требуемого вида товаров.

ФЗ № 184 «О техническом регулировании» содержит установки относительно возможности включения требований маркировки продукции или к этикеткам, правилам их нанесения для стандартов и обязательности включения данной информации и требований в Технические регламенты.

В общем случае ФЗ «О защите прав потребителей» требует наличия в маркировке продукции следующих сведений о товаре:

  • адреса,  места нахождения, контактной информации, фирменного наименования производителя, импортера, продавца, законного представителя зарубежного изготовителя;
  • информации об основных потребительских свойствах продукции;
  • наименования ТР, требованиям которого удовлетворяет данная продукция (или другого регулирующего безопасность и качество нормативного документа),  сведений об обязательном подтверждении соответствия товара;
  • сведений о составе продукции (включая  наименование применяемых в процессе производства  биологически активных добавок, пищевых добавок, также компонентов, полученных с употреблением  генно-модифицированных организмов или технологий, если их содержание превышает 0,9 % в таком компоненте);
  • пищевой ценности продукта, его назначения;
  • условий хранения и применения; способов изготовления готовых блюд;
  • веса (объема);
  • даты и места изготовления, расфасовки и упаковки;
  • срока службы или срока годности товаров;
  • сведений о возможных последствиях, если товары после указанных сроков представляют опасность или становятся непригодными для использования по назначению;
  • противопоказаний для употребления при отдельных заболеваниях;
  • правил и условий безопасного эффективного использования продукции.

ФЗ № 184 содержит требования, относящиеся к маркировке продукции, подтвердившей свое соответствие требованиям Технических регламентов или государственных стандартов определенными и утвержденными законодательно знаками маркировки. В настоящее время на продукции, имеющей обращение на территории РФ, можно встретить значительное число знаков соответствия национальным, международным требованиям. Это могут быть следующие знаки маркировки:

  • знак соответствия продукции (РСТ) подтверждает исполнение требований государственных или иных стандартов и других требований. Этот знак может иметь несколько видов, предназначенных для указания обязательной или добровольной системы соответствия, органа сертификации;
  • знак обращения на рынке России (СТР) – знак наличия разрешительных сертификационных документов, подтверждающих исполнение требований российских ТР;
  • знак обращения на рынке Таможенного Союза (ЕАС) – знак наличия разрешительных сертификационных документов, подтверждающих исполнение требований ТР ТС;
  • знак обращения на рынке Европейского Союза (СЕ) – знак наличия разрешительных сертификационных документов, подтверждающих исполнение требований Директив Европейского Союза и другие.