Сертификация СЭМ

СЭМ – это система экологического менеджмента предприятия, которая может быть разработана и внедрена на основе международных стандартов серии ISO 14001 или стандарта РФ, адаптированного к российским условиям – ГОСТ Р ИСО 14001-2007.
Сертификация СЭМ влечет за собой получение определенных преимуществ на рынках товаров и предложений, которые включают в себя следующее превосходство перед конкурентами:

  • упрощение процессов оформления различных лицензий и разрешений;
  • увеличение потенциала  страхования на более выгодных условиях или выделения кредита;
  • повышение репутации компании  или предприятия в глазах партнеров и клиентов, других заинтересованных сторон;
  • получение дополнительного предпочтения при заключении договоров на субподряд, при участии в тендерах, при государственных закупках и прочих проектах, где в качестве обязательного условия выступают требования наличия систем экологического менеджмента и сертификация СЭМ;
  • повышение капитализации компании.

Вслед за получением сертификата системы менеджмента качества предприятия, как правило, работают над созданием и последующей сертификацией система экологического менеджмента. Существует также  возможность получения сертификата СЭМ в рамках интегрированной системы менеджмента предприятия.

Документы, необходимые для сертификации СЭМ

Для проведения работ про сертификации экологического менеджмента на соответствие требованиям действующего государственного стандарта соискатель должен обратиться в орган сертификации добровольной системы оценки соответствия, где проводится процедура подтверждения в регистре систем экологического менеджмента, с заявлением и предоставлением следующих документов и сведений:

  • устав и свидетельства о госрегистрации, о постановке  на учет; коды статистики;
  • документы, подтверждающие право собственности на помещения, оборудование;
  • фактические адреса и координаты предприятия, банковские реквизиты, его учетная карточка;
  • Приказ о назначении генерального директора ;
  • структурная схема предприятия с его производственными подразделениями;
  • описание функциональности структурных подразделений;  
  • квалификационный состав предприятия с указанием образования, стажа работ  по специальности руководящих инженерно-технических работников;
  • качественный состав администрации  и службы качества предприятия;
  • если деятельность компании подлежит лицензированию, то – действующие лицензии с указанием видов деятельности ;
  • перечень производимой продукции с ее техническим описанием;
  • ГОСТы, СНиПы,  технические условия и другая нормативно-техническая документация, по которой работает компания или предприятие. 

Порядок сертификации СЭМ

Процесс оценки соответствия  СЭМ включает следующие основные этапы:

  • Предсертификационный период начинается с подачи заявки соискателем, принятия ее и рассмотрения органом сертификации. Далее идет оценка стоимости работ и заключение договора на сертификацию, прием документов от соискателя и формирование сертификационной комиссии.
  • Предварительная оценка СЭМ на основе анализа предоставленных документов и сведений с оформлением отчета предварительной проверки СЭМ.
  • Контроль  и оценка СЭМ после утверждения разработанного плана аудита, Подготовка аудита с выездом на предприятие, оформление акта инспекционной проверки членами комиссии.  Принятие решения о выдаче (или невыдаче) сертификата соответствия СЭМ.
  • Заполнение, государственная регистрация и выдача сертификата соответствия и разрешения (лицензии)  на использование знака соответствия системы сертификации, где проводилось подтверждение исполнения требований государственного стандарта. Оформление договора на последующий инспекционный контроль в рамках действия сертификата соответствия.
  • Инспекционный ежегодный контроль сертифицированных СЭМ (плановый) или внеплановый инспекционный контроль в случае обнаружения несоответствий или по сигналам о нарушении требований экологической безопасности.