Технические условия на вагон

Вагонами принято именовать составные части средства транспорта, которые используются для перевозки пассажиров и/или грузов по рельсовым путям (железная дорога, метро, трамвайное сообщение и т.п.). Одним из важнейших документов являются технические условия на вагон; выполнение изложенных в них требований позволяет обеспечить сохранность груза и безопасность пассажиров в процессе перевозки. Ссылка на ТУ, требованиям которых  должны соответствовать реальные характеристики вагонов, обязательно имеется в выданном сертификате соответствия.

В системе сертификации, которая существует в России на ж/д транспорте, технические условия на вагон – это основной документ, входящий в пакет предоставляемых в орган сертификации материалов.

Указанный документ по своей сути является нормативным, то есть аналогичен стандарту. В него включены все основные требования, которые действующим законодательством предъявляются как к процессу производства указанной продукции (вагонов), так и качеству и безопасности готовых изделий. В ТУ излагаются нормативы и правила, касающиеся особенностей функционирования вагона на всех этапах: от проектирования до утилизации. При разработке технических условий на вагон учитываются назначение и тип последнего.

Права на ТУ

Все права на разработанные технические условия принадлежат производителю, независимо от того, разработаны ли они лично, третьими лицами, либо приобретены у организации, изготавливающей аналогичные товары.

Разработка ТУ на вагон

Законодательство выделяет этап разработки ТУ как наиболее важную для изготовителя процедуру, результаты которой полностью определяют все дальнейшие шаги по организации выпуска вагонов.

ГОСТ 2.114-95, требования которого распространяются на все ТУ, определяет, что ТУ на вагон должны содержать:

  1. требования к организации производственного процесса;
  2. правила, согласно которым производится приёмка вагонов;
  3. формы и методы контроля;
  4. инструкцию по эксплуатации.

Кроме вышеназванного в тексте данного документа должны отражаться вопросы специфики хранения и транспортировки; требования, выполнение которых обеспечивает безопасную эксплуатацию, меры, выполнение которых обеспечивает охрану окружающей среды.

Всем ТУ присваиваются номера, по которым осуществляется идентификация документа в ЕСТД, который выглядит следующим образом: ТУ (код ОКП вагона)-(присвоенный внутренний номер по порядку)-(код ОКПО изготовителя)-(год создания).

Кем проводится сертификация вагонов

Работы по сертификации вагонов выполняются уполномоченным на это органом по сертификации. Пример: железнодорожные вагоны сертифицируются Регистром сертификации на РЖД. Процедура выполнения работ определена действующим сертификационным базисом (базовый документ – указание МПС РФ № 166у, выданное 12.11.96, в котором изложены требования по организации сертификации на ж/д транспорте за № П ССФЖТ 01-96 в редакции по состоянию на 09.02.98). Перечень объектов железнодорожного транспорта, которые сертифицируются в обязательном порядке, приводится в распоряжении № 632-р, изданном МПС 28.06.03.

Как правило, ТУ разрабатываются только на нестандартные вагоны, т.к. на все остальные действуют принятые ГОСТ. Начиная с 2014 года весь подвижной состав будет сертифицироваться на соответствие требованиям ТР ТС 001/2011, текст которого был утверждён комиссией ТС 15.07.11 решением с регистрационным № 710.