Участники сертификации
ФЗ № 184 «О техническом регулировании» определяет круг участников сертификации товаров, услуг, процессов или других объектов. Также закон определяет права, обязанности и взаимодействия всех участников процедуры оценки соответствия требованиям Технических регламентов. При этом непосредственными участниками процедуры являются:
- орган сертификации, куда произошло обращение соискателя;
- испытательная лаборатория, где проводятся исследования характеристик товаров;
- заявитель, который обратился в орган сертификации.
Орган по сертификации может быть как юридическим лицом, так и индивидуальным предпринимателем. Важнейшим условием функционирования сертификационного органа и испытательной сертификационной лаборатории является наличие Аттестата аккредитации в соответствии с действующим законодательством, разрешающим проведение определенного набора работ в требуемой сфере.
Обращение соискателя, как участника сертификации, происходит в сертификационный орган на основе заявления. С последующим оформлением договора на оказание услуг сертификации. В испытательную лабораторию соискатель имеет право обращаться самостоятельно либо через орган сертификации. В любом случае взаимодействие заявителя и сертификационной аккредитованной лаборатории также происходит на основе договора по оказанию услуг сертификационных испытаний образцов товаров.
В качестве других участников сертификации (не менее важных) закон называет следующие структуры:
- Росстандарт – центральное ведомство, несущее ответственность за выполнение одной из государственных функций технического регулирования – оценку соответствия объектов сертификации;
- центральный орган системы сертификации, куда произошло обращение соискателя.
Каждый из участников сертификации обладает определенным набором прав и обязанностей, которые установлены Законом. Заявитель на основе ФЗ № 184 обладает следующими правами:
- выбором формы и схемы подтверждения соответствия, если такое право предусмотрено Техническим регламентом, которым регулируется сертифицируемая продукция;
- возможностью выбора органа обязательной сертификации в требуемой области аккредитации товара, которую соискатель намеревается оценивать;
- возможностью обращения в орган по аккредитации при неправомерных действиях аккредитованных испытательных лабораторий или органов по сертификации;
- возможностью применения технической документации для подтверждения исполнения требованиям Технического регламента, которым регулируется сертифицируемая продукция.
Наряду с правами соискатель имеет определенный законом круг обязанностей, включая следующие:
- выпускать в оборот на российский рынок товары, соответствующие требованиям Технических регламентов;
- если продукция должна проходить процедуру обязательного подтверждения соответствия требованиям ТР или других нормативных документов, то товары в оборот могут быть выпущены после прохождения такой процедуры и получения соответствующих документов;
- сведения о декларации соответствия или сертификате соответствия указывать в сопроводительной документации;
- предъявлять в органы государственного надзора, выполняющих функции контроля соблюдения требований ТР, соответствующие разрешительные сертификационные документы;
- при внесении изменений в технологические процессы производства или в техническую документацию сертифицированной продукции извещать сертификационный орган об этих изменениях.
На заявителей распространяется требование прекращать или приостанавливать реализацию продукции в следующих случаях:
- если действие сертификационных документов приостановлено либо прекращено;
- на основании решений органов государственного надзора, если при инспекционной проверке было установлено, что продукция , ранее подтвердившая соответствие, не исполняет требований Технических регламентов;
- если срок действия разрешительных сертификационных документов истек (это требование не распространяется на товары, выпущенные в обращение на территории РФ период действия сертификационного документа; их реализация возможна в течение срока службы продукции или срока годности).