Штрихкодирование товара

Штриховое кодирование товара способствует ускорению товарооборота, распространению продукции, универсальной идентификации изделий не только на территории государства-изготовителя, также во всем мире. В некоторых странах продукция без штрихового кода не принимается к реализации. Наличие штрих-кода является обязательным условием экспорта товаров.

Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ является основной в РФ национальной организацией товарной нумерации. В нее входит большое число предприятий-членов, которые имеют идентификационные номера. В Госстандарте России образован Технический комитет по стандартизации ГОСТ Р/ТК 355 «Автоматическая идентификация», который в качестве одного из направлений деятельности охватывает область штрихового кодирования.

Штрихкодирование  товара является важнейшей частью его маркировки. С внедрением электронно-вычислительной техники и автоматических систем поставок и реализации продукции  возросла необходимость внедрения кодирования товаров. С их помощью стало  легче систематизировать, распознать, найти любой товар среди множества других.

Штрихкодирование товара получает в наши дни всеобъемлющее распространение, благодаря своим следующим преимуществам использования  штрихового кодирования:

  • обеспечение автоматического контроля перемещения, состава, местонахождения объектов имущества; автоматизирует учет и контроль товарных запасов;
  • сокращению времени на проведение инвентаризации; быстро производится идентификация товара и изготовителя;
  • устранение неточностей при приеме или выбытии оборотных или основных средств; 
  • минимизации трудовых затрат учетных, приемных и иных операций; сокращает издержки на делопроизводство;
  • уменьшению вероятности несанкционированного пропадания имущества;
  • облегчает управление процессом товародвижения;
  • дает идентификацию для маркетинговых исследований;
  • выявлению злоупотреблений материально ответственных лиц и другие преимущества.

Штрихкод – это графическое отражение некоторой информации или сведений. Главное  его отличие от любой другой информации заключается в том, что ее может читать  не только человек, но и специальная машина. В настоящее время существует несколько разных систем штрихового кодирования. Пока наибольшее распространение в нашей стране имеет кодирование в виде нескольких цифр. Все большее распространение получает система двумерного штрихового кодирования, когда на одном квадратном сантиметре могут быть закодированы несколько тысяч цифр и букв.

Штрихкодирование товара товаров используется в форме штрих-кодовой метки на ярлык или упаковку, которая однозначно идентифицирует продукцию с использованием технологий автоматической идентификации.  Такое штриховое кодирование связано с низкой стоимостью расходных материалов и простотой данной технологии.

Нанесение таких штрих-кодов дешевле нанесения электронных, радиочастотных или магнитных меток. Штрих-код может наноситься типографским способом или путем  печати на самоклеящейся этикетки.

Штрих-код), нанесенный на  товар или упаковку, можно прочитать специальным сканером штрих-кода или другим устройством. Максимальное расстояние считывания существенно  зависит от модели сканера и составляет от 20 до 300 мм, для промышленных сканеров это могут быть большие значения.  Сканер распознает штрих-код, считывает его, переводит информацию в электронный вид и транслирует далее в персональный компьютер, кассовый аппарат, в POS-систему для дальнейшей обработки.

Внешне штрих-код является комбинацией темных штрихов-полосок и разделяющих их светлых полос, имеющих разную толщину. Каждое штрихкодирование товара идентифицируется с помощью штрихового кода EAN и цифрового кода. Без штрихового кода  цены на товары на Западе снижаются от 3 до 15%. Отсутствие штрих-кода является важной причиной снижения конкурентоспособности товаров.

Штриховой код EAN – это 8-разрядный или 13-разрядный цифровой код – сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Он разработан международной ассоциацией EAN (Брюссель). Данная ассоциация определяет централизованно цифровой код каждой стране. Некоторые государства имеют диапазон кодов, некоторым предложена возможность увеличить 2-х разрядный код третьим разрядом.