Сертификация СЭМ
СЭМ – это система экологического менеджмента предприятия, которая может быть разработана и внедрена на основе международных стандартов серии ISO 14001 или стандарта РФ, адаптированного к российским условиям – ГОСТ Р ИСО 14001-2007.
Сертификация СЭМ влечет за собой получение определенных преимуществ на рынках товаров и предложений, которые включают в себя следующее превосходство перед конкурентами:
- упрощение процессов оформления различных лицензий и разрешений;
- увеличение потенциала страхования на более выгодных условиях или выделения кредита;
- повышение репутации компании или предприятия в глазах партнеров и клиентов, других заинтересованных сторон;
- получение дополнительного предпочтения при заключении договоров на субподряд, при участии в тендерах, при государственных закупках и прочих проектах, где в качестве обязательного условия выступают требования наличия систем экологического менеджмента и сертификация СЭМ;
- повышение капитализации компании.
Вслед за получением сертификата системы менеджмента качества предприятия, как правило, работают над созданием и последующей сертификацией система экологического менеджмента. Существует также возможность получения сертификата СЭМ в рамках интегрированной системы менеджмента предприятия.
Документы, необходимые для сертификации СЭМ
Для проведения работ про сертификации экологического менеджмента на соответствие требованиям действующего государственного стандарта соискатель должен обратиться в орган сертификации добровольной системы оценки соответствия, где проводится процедура подтверждения в регистре систем экологического менеджмента, с заявлением и предоставлением следующих документов и сведений:
- устав и свидетельства о госрегистрации, о постановке на учет; коды статистики;
- документы, подтверждающие право собственности на помещения, оборудование;
- фактические адреса и координаты предприятия, банковские реквизиты, его учетная карточка;
- Приказ о назначении генерального директора ;
- структурная схема предприятия с его производственными подразделениями;
- описание функциональности структурных подразделений;
- квалификационный состав предприятия с указанием образования, стажа работ по специальности руководящих инженерно-технических работников;
- качественный состав администрации и службы качества предприятия;
- если деятельность компании подлежит лицензированию, то – действующие лицензии с указанием видов деятельности ;
- перечень производимой продукции с ее техническим описанием;
- ГОСТы, СНиПы, технические условия и другая нормативно-техническая документация, по которой работает компания или предприятие.
Порядок сертификации СЭМ
Процесс оценки соответствия СЭМ включает следующие основные этапы:
- Предсертификационный период начинается с подачи заявки соискателем, принятия ее и рассмотрения органом сертификации. Далее идет оценка стоимости работ и заключение договора на сертификацию, прием документов от соискателя и формирование сертификационной комиссии.
- Предварительная оценка СЭМ на основе анализа предоставленных документов и сведений с оформлением отчета предварительной проверки СЭМ.
- Контроль и оценка СЭМ после утверждения разработанного плана аудита, Подготовка аудита с выездом на предприятие, оформление акта инспекционной проверки членами комиссии. Принятие решения о выдаче (или невыдаче) сертификата соответствия СЭМ.
- Заполнение, государственная регистрация и выдача сертификата соответствия и разрешения (лицензии) на использование знака соответствия системы сертификации, где проводилось подтверждение исполнения требований государственного стандарта. Оформление договора на последующий инспекционный контроль в рамках действия сертификата соответствия.
- Инспекционный ежегодный контроль сертифицированных СЭМ (плановый) или внеплановый инспекционный контроль в случае обнаружения несоответствий или по сигналам о нарушении требований экологической безопасности.